КЛИЕНТ
Компания «Музторг» — лидер среди розничных сетей̆ по продаже музыкальных инструментов и музыкального оборудования в России. Компании принадлежит крупнейшая в стране розничная сеть из 50 музыкальных магазинов, а также интернет-магазин muztorg.ru — № 1 по популярности в своём сегменте Рунета.
«Музторг» работает более 20 лет. Компания первой на российском рынке музыкальных инструментов реализовала омниканальный подход: информация о ценах, ассортименте и сервисе синхронизирована между веб-сайтом и розничными магазинами.
ЗАДАЧА
Выполнить предпроектное обследование и концептуальное проектирование системы управления корпоративными данными.
В середине 2021 года перед «Музторгом» стояла важная задача — трансформировать IT-архитектуру. За счёт трансформации компания хотела добиться:
- снижения затрат на обеспечение IT-ландшафта, а также минимизации рисков потери и несвоевременной доставки данных;
- получения масштабируемой архитектуры управления;
- быстрого масштабирования за счёт повышения пропускной способности информационных систем и оперативного подключения новых информационных систем.
Необходимо было предложить оптимальное техническое решение для интеграции как внутренних информационных систем «Музторга», так и внешних сервисов, в том числе функций B2B.
Ещё одна задача исследования — сформировать дорожную карту, укрупнённый план и бюджетную оценку будущего проекта по внедрению MDM- и ESB-решений.
РЕШЕНИЕ
Команда KT. Team провела предпроектное обследование с целью:
- изучения текущей IT-архитектуры, взаимодействия информационных систем и информационных моделей продуктов;
- проведения аудита работы текущих сервисов, выявления слабых мест и конфликтов данных.
По итогам предпроектного обследования мы предложили целевую архитектуру и информационную модель системы управления корпоративными данными в рамках цифровой трансформации предприятия. Для дальнейшей трансформации мы сформулировали требования к будущей корпоративной платформе управления данными в аспектах интеграционной модели и модели управления мастер-данными.
МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ AS IS – TO BE
Работая над проектом, мы опирались на моделирование бизнес-процессов as is (структура связей на момент предпроектного обследования) — to be (проект новой архитектуры, подготовленный к реализации).
Моделирование действующей архитектуры позволило проектной команде совместно с представителями заказчика выявить «бутылочные горлышки» — места, которые на момент исследования замедляли функционирование архитектуры или имели потенциал для его замедления.
Этим процессам и интеграциям мы уделили особое внимание на этапе to be, чтобы новая архитектура не наследовала узкие места прежней архитектуры и была более гибкой и масштабируемой.
МОДЕЛЬ AS IS
Для полноты понимания модели as is данного проекта мы провели интервью с сотрудниками 11 подразделений компании, задействованных в бизнес-процессах по НСИ: склад, ретейл, маркетинг, IT и др. Параллельно собрали и изучили документацию: инструкции, требования, регламенты.
В ходе предпроектного обследования:
- проанализированы архитектура проекта, информационные модели продуктов и механизмы взаимодействия между структурными подразделениями;
- оценена эффективность взаимодействия систем;
- выявлены недостатки элементов бизнес-процессов;
- обозначены направления дальнейшего развития и построения модели to be.
В упрощённом схематическом виде архитектура as is выглядела следующим образом.
МОДЕЛЬ TO BE И ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТУРА
На основании данных предпроектного обследования, мы составили карту информационных потоков между подсистемами и отрисовали ее в графическом виде, сопроводив развёрнутыми пояснениями: какая информация и из какой системы должна попадать через ESB в другие системы.
ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мы подготовили дорожную карту трансформации IT-архитектуры «Музторга» как в виде диаграммы Ганта, так и в формате структурной схемы с обозначенными очередями реализации проекта.
Выбор конкретных IT-решений
Помимо проекта архитектуры и дорожной карты реализации проекта, мы подготовили аналитическое сравнение ESB- и MDM-решений.
Так, ESB-системы Mule, Talend и WSO2 сопоставлены по 70 параметрам, среди которых:
- скорость и доступность внедрения;
- технические особенности систем;
- возможности масштабирования;
- возможности техподдержки;
- стоимость услуг специалистов, работающих с этими системами, и их доступность в России.
Отдельно проанализирована эффективность использования ESB для каждой подсистемы.
Подробный анализ позволил «Музторгу» взвешенно выбрать ESB-решение, отвечающее их потребностям.
Целями внедрения MDM-системы в архитектуру «Музторга» являлись:
- обеспечение ведения вспомогательных и кросс-доменных справочников для поддержания основных процессов;
- обеспечение систем аналитики едиными идентификаторами элементов справочников;
- интеграция единых справочников в процессы компании (включая поддержание как текущих, так и перспективных процессов).
На основании проведённого анализа, результатов интервью и требований «Музторга» мы прописали:
- функциональные требования к MDM-системе (25 ключевых пунктов, среди которых: наличие инструментов создания, ведения и удаления мастер-данных; импорт значений справочников из файлов, а также поддержка загрузки через API; настраиваемые правила валидации данных и т. д.);
- требования в части обеспечения сохранности данных;
- требования в части контроля качества вводимых данных.
По этим параметрам мы провели подробное сравнение MDM-систем Pimcore, Riversand и «1С», предоставив клиенту детализированный отчёт. Отдельно проанализированы бюджеты, которые потребуются компании на внедрение и поддержание систем, а также рассмотрены варианты хранения справочников и их атрибутов в MDM-системе.
Для обеспечения безопасности и контролируемости вводимой информации мы выстроили ролевую матрицу с уровнями доступа к конкретным данным.